На языковых форумах очень часто поднимается тема мотивации. Не проходит и нескольких дней, чтобы на форуме того же Duolingo я не увидела запись о мотивации хотя бы раз. Сервису 7,5 лет, в поиске по слову "Motivation" выдает 12763 результата — это новый пост каждые четыре дня, и это только английский, а между тем есть разделы и на русском, и на немецком, и на японском и на массе других языков, где общение на них и ведётся. И это только форум Duolingo, а форумов этих, между тем, тысячи. Да что уж там, книги об этом пишут. Иным словом, людей это очень сильно беспокоит. Люди спрашивают, чем себя мотивировать, дают советы, как найти этого мифического зверя. Забитая, изжёванная тема.

Между тем, я всегда придерживалась мнения, что мотивацию искать не нужно. Она либо есть, либо нет её. Необходимость найти работу в стране носителе языка — мотивация. Желание читать книги на языке оригинала или смотреть аниме без субтитров — мотивация. Желание знать ещё один язык просто так, чтобы иногда сказать умную красивую фразу с целью возвышения над остальными — мотивация. Даже получение удовольствия от самого процесса изучения — тоже мотивация. Любая мелочь, связанная с применением иностранного языка, может ей стать. Если нет ничего вообще — этот язык вам, вероятно, не нужен. Во всяком случае пока.

Цимес в том, что часто у людей, пишущих записи с вопросами о мотивации, ответ уже находится в заданном вопросе. "Мне так лень учить, как себя мотивировать?" — тебе не нужно себя мотивировать (потому что мотивация, вероятно, у тебя и так есть), тебе нужно побороть свою лень. Лень и мотивация между собой никак не связаны. Можно иметь серьёзнейшую причину изучать язык, но всё равно ничего не делать. А хотите историю? Их есть у меня.

Я как-то уже упоминала, что в университете изучала немецкий. Технически это были обычные платные курсы, но с плюшками для студентов университета в виде освобождения от пар английского языка при условии нормальной посещаемости и успешной сдачи экзамена в конце семестра (результаты которого шли в зачёт английского). И так как это были курсы, там появлялись и люди, к университету отношения не имеющие.
Среди прочих у меня в группе занималась молодая женатая пара. Они планировали в ближайшее время уезжать жить в Германию, поэтому язык им был очень нужен, причём чем быстрее — тем лучше. Казалось бы, причины серьёзнее быть уже просто не может. Тем не менее у них была неважная посещаемость, систематически не выполнялись домашние задания, уровень знаний сильно отставал от других студентов группы. Проблем с мотивацией у них не было и быть не могло. Зато было 1000 и 1 оправдание тому, что они и сегодня не выполнили домашнее задание или не пришли на занятие. "Меня задержали на работе". "Я болел". "Я вечером очень устал и рано уснул". "У нас заболела кошка, я возила её к ветеринару".
С каждым пропущенным занятием рос объём материала, который было необходимо догонять самостоятельно — наша преподавательница никогда и никого не ждала, хотя при этом никогда не отказывалась объяснить ещё раз, если что-то непонятно. С объёмом материала увеличивалось отставание от группы. Пропусков становилось всё больше и больше, пока в итоге эта женатая пара не перестала появляться на занятиях совсем. Это было 4 года назад и я не знаю, выучили ли они в итоге немецкий в другой группе и уехали ли в Германию, но тогда этого не произошло.

Всякий раз, когда со мной говорят на тему мотивации, я вспоминаю этих двоих. Их успех был загублен прокрастинацией и оправданиями вкупе с неспособностью взять себя в руки и начать делать. Неважно, какая у тебя мотивация: тебе всегда будет лень. Можно ради просмотра фильмов выучить язык за год. А можно жить в стране 10 лет и не знать ни слова вообще — таких примеров не так уж мало. Единственное, что может поддерживать человека в такой ситуации — маломальский интерес к предмету изучения и сила воли.

Мне очень нравится учить итальянский, но, чтобы сесть и начать заниматься, приходится приложить волевое усилие. Потому что есть тысяча дел, которыми я могу заняться вместо того, чтобы учиться — пойти поиграть, например, так как это намного проще, чем что-то запоминать (хотя и из игры можно сделать обучающий ресурс). Однако как только сажусь учить, я увлекаюсь и не замечаю, как проходит час или два и за это время я даже выношу из учебников что-то полезное.

Мне бесконечно нравится японский, но я до сих пор не сдвинулась с довольно-таки начального этапа, потому что у меня проблемы с кандзи. Мне не сложно их учить, более того, они мне нравятся. Но мне лень их учить, так как для этого нужно взять тетрадку и много писать (потому что так я запоминаю их лучше), а потом очень много читать, чтобы они отпечатались в подсознании. Эту лень я периодически побеждаю, а потом она возвращается, потому что есть языки с более простой системой письменности, которую не нужно так мучительно зубрить. Тем не менее какие-то успехи в японском я всё же делаю, пусть и очень медленно. И опять же — стоит начать, как время идёт незаметно и после месяца прострации я могу внезапно выучить 10 новых знаков и 50 слов за полчаса. Я знаю, что могу быстрее и лучше, просто мне лень. И я не стыжусь сказать это вслух.

Есть прекрасная поговорка, существующая отнюдь не только в русском языке: аппетит приходит во время еды. Это применимо к совершенно любому процессу в куда большей степени, чем к собственно поеданию пищи. Если вы в который раз за неделю задались вопросом "как себя мотивировать" и уже полезли на очередной форум за советами — бросьте бяку, там ничего нового не скажут. Даже я сейчас ничего нового не скажу, но: вместо этого возьмите в руки запылившийся учебник, откройте его и начните учить. Не откладывайте со словами "ну вот я ещё одну серию посмотрю и точно сяду", а начните делать. Пользы будет больше.